Многие автовладельцы хоть раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда под рукой не оказалось привычного моторного масла, а уровень в картере уже тревожно низок. В панике возникает вопрос: а можно ли долить «что есть»? Не приведёт ли это к катастрофе? Распространенное мнение гласит: «Перемешал масла — сломал мотор». Но так ли это на самом деле?

Давайте разберёмся без паники и мифов — что действительно происходит, когда смешиваются разные типы масел, и в каких случаях это может стать проблемой.
Синтетика + минералка: химический конфликт?
Один из самых частых страхов — смешивание синтетического и минерального масел. На самом деле, большинство современных синтетических масел (особенно гидрокрекинговых, часто называемых «полусинтетикой») по своей основе совместимы с минеральными. Проблема возникает не столько из-за базовых масел, сколько из-за пакета присадок.
Каждый производитель подбирает уникальный набор присадок: моющих, антиокислительных, противоизносных и других. При смешивании масел от разных брендов (даже одного типа) эти присадки могут вступить в нежелательную реакцию. В худшем случае — образуется осадок, теряется стабильность вязкости, снижается защита от износа. Но важно понимать: это не произойдёт мгновенно и не обязательно приведёт к поломке.
Вязкость: не всё так страшно
Ещё один миф — «нельзя смешивать масла разной вязкости». На практике, если вы долили, например, 5W-30 в двигатель, где уже есть 5W-40, ничего критичного не случится. Результирующая вязкость будет где-то посередине. Главное — чтобы оба масла соответствовали допускам вашего двигателя и были одного типа (например, оба синтетические или оба минеральные).
Опасность возникает, если смешать, скажем, густое зимнее масло с очень жидким летним — это может нарушить масляный клин в подшипниках, особенно при высоких нагрузках. Но в умеренных условиях и при небольшом объёме доливки риск минимален.
Когда смешивать можно (и даже нужно)
В экстренной ситуации — например, на трассе, вдали от сервиса — лучше долить «чужое» масло, чем ехать «на сухую». Современные масла в большинстве своём проходят тесты на совместимость, и кратковременное смешивание редко приводит к немедленной поломке. Однако это — временная мера. Как только появится возможность, масло следует полностью заменить.
Особенно осторожно стоит относиться к смешиванию масел с разными спецификациями (например, для бензиновых и дизельных двигателей) или с сильно отличающимися сроками службы (например, обычное и масло с увеличенным интервалом замены).
Когда лучше не рисковать
Если вы планируете длительную поездку, высокие нагрузки или эксплуатацию в экстремальных условиях (сильный мороз, жара, горы), лучше не экспериментировать. Также не стоит смешивать масла, если двигатель уже работает нестабильно или имеет повышенный расход — в этом случае любое изменение в составе смазки может усугубить проблему.
Смешивание масел — не приговор для мотора, но и не повод для легкомыслия. В большинстве бытовых ситуаций кратковременное сочетание разных масел не приведёт к катастрофе, особенно если они одного типа и соответствуют требованиям производителя автомобиля. Однако это всегда компромисс, а не норма.
Лучшая стратегия — использовать одно и то же масло, подходящее вашему двигателю, и вовремя его менять. А если пришлось долить «чужое» — не откладывайте полную замену. Ведь моторное масло — это кровь двигателя, и чем чище и стабильнее её состав, тем дольше прослужит «сердце» вашего автомобиля.